|
Глобализация и геополитика - сайт Сергея Палий, независимого журналиста
Список статей на странице :
- ВТБ24 подарит трудящимся "Лето Банк"
- С картой Bluebird в булочную на такси не ездят
- О будущем Национальной платежной системы РФ
- Скоро в России золотые часы начнут носить и на руках, и на ногах
- Банкомат для "слуг народа" с детектором лжи
Информация для посетителей :
18 +
Все материалы на сайте предназначены только для совершеннолетних читателей ! Лицам, не достигшим 18 лет вход на сайт запрещен !
Масштаб текста - 100 %
Просмотр статей - начиная с нижних
|
ВТБ24 ПОДАРИТ ТРУДЯЩИМСЯ "ЛЕТО БАНК"
На днях жители России были обрадованы долгожданной вестью: самый престижный банк страны начинает "бизнес для простого человека".
Теперь любой работяга сможет запросто прийти в отделение банка и получить там необходимый кредит, включая наличными. А ему за это еще и кредитную карту дадут. Может быть, даже бесплатно.
Время показало, что лозунг "Храните деньги в Сберегательной кассе" уже окончательно устарел. Сбербанк, являющийся, по сути, монополистом на рынке банковских услуг России, со временем превратился в контору по приему коммунальных платежей. Так, по итогам девяти месяцев 2012 года лидером по комиссионным сборам с физических и юриридических лиц оказался Сбербанк, положивший в свой карман аж 133,9 млрд. рублей. А те новации, которые начинает использовать Сбербанк, порой не находят желаемого отклика в сердцах потребителей. Говорят, что поток нареканий и претензий к работе самого массового банка страны значительно вырос. Разумеется, здесь речь идет не о тех случаях, когда граждане обращались в суд или сумели официально задокументировать свои претензии. Просто все больше людей, вероятно, хотели бы иметь дело с другим банком.
Поэтому с годами сначала в дополнение к Сбербанку, а теперь, возможно, и на замену ему стали приходить частные банки. Но и другие банки с госучастием не дремлют. Например, такой основательный и пользующийся заслуженным уважением в деловых кругах банк ВТБ решил значительно расширить и диверсифицировать свой бизнес.
Ожидается, что в течение нескольких лет банк откроет до 1000 (подругим сведениям - свыше 1000) новых отделений и дополнительных офисов по всей стране. Более того, он значительно приблизится к российским потребителям, открыв несколько тысяч точек присутствия в супермаркетах и магазинах региональных и местных торговых сетей.
Разумеется, такой крупный банк, как ВТБ, не будет пытаться "объять необъятное". Он уже давно произвел "разделение труда". То есть сам ВТБ ориентирован на обслуживание корпоративных клиентов. А банк ВТБ24 занимается обслуживанием предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Но, по сути, ВТБ24 является универсальным розничным банком и занимается обслуживанием физических лиц.
Думается, что руководство ВТБ24 достаточно гибко отреагировало на мировой экономический и системный банковский кризис в Евросоюзе. Банк своевременно изменил свою стратегию и стал ориентироваться в первую очередь не на состоятельных людей, а на простых граждан.
ВТБ24 принял участие в весьма продуманной реструктуризации активов и приобрел у Банка Москвы, который принадлежит ВТБ, региональный "Бежица-Банк" в Брянске. Затем произвел его регистрацию в Москве. Но это была не простая перерегистрация коммерческого банка, а, по сути, начало нового направления банковского бизнеса. Дело в том, что руководство ВТБ24 решило оптимизировать свой банковский бизнес и поступило также, как несколько лет назад был оптимизирован и разделен бизнес ВТБ и ВТБ24.
Теперь бывший брянский "Бежица-Банк", ставший московским "Лето Банк", положит начало "новому" банковскому направлению. По аналогии с тяжеловесом ВТБ, "Лето Банк" станет "легким банком".
Разумеется, начинать новый, тем более, региональный банковский бизнес "с нуля" весьма сложно. Поэтому здесь есть три вектора развития. Первый - это самый надежный, но и самый длительный и не всегда перспективный путь. Это когда банк начнет свою региональную экспансию путем постепенного создания собственных филиалов и отделений во всех средних и малых городах России. К сожалению, это очень долгий процесс развития полноценного банковского бизнеса. Поэтому упущенное время будет равноценно упущенной прибыли.
Второй вектор в развитии своей региональной сети - это дальнейшая реструктуризация и оптимизация уже существующей филиальной сети ВТБ и ВТБ24. То есть можно повторить ту же операцию, которая была произведена с брянским банком. Головной "Лето Банк" мог бы вполне безболезненно для бизнеса ВТБ и ВТБ24 а также Банка Москвы выкупить у них те филиалы, отделения и дополнительные офисы, которые дублируют действующие.
Думается, что для первого шага это был бы самый оптимальный вариант. Конечно, некоторые отделения и офисы тогда были бы расположены не в средних и малых городах, а региональных центрах. Но и этот минус можно рассматривать, как плюс, поскольку такие отделения и офисы выступили бы в роли "центров кристаллизации" и одновременно вели зондирование регионального и местного рынка на предмет создания дополнительных офисов и точек продаж банковских услуг в супермаркетах и магазинах региональных и местных торговых сетей.
Ну, и третий вектор развития "легкого банка" состоит в покупке уже существующего бизнеса. Это самый быстрый, но и самый затратный путь, к тому же не всегда самый легкий. Поскольку приобретение полноценного, но "чужого" банковского бизнеса может потребовать времени и определенных усилий на его интегрирование в свой бизнес, чтобы объединенный бизнес мог функционировать, как хорошо настроенные швейцарские часы.
Кстати, глава ВТБ Андрей Костин еще в июле 2010 года говорил, что для развития подобного бизнеса его банк мог бы купить уже действующую банковскую структуру. Возможно, что какие-то консультации или переговоры все-таки велись, поскольку в ноябре 2010 года прошел слух, что ВТБ собирается купить "Хоум Кредит энд Финанс Банк". Однако по ряду причин эта сделка не состоялась.
Поскольку вопрос о покупке готового бизнеса, вероятно, может быть снова поставлен в повестку дня, рассмотрим и этот вариант. Итак, кандидатами на покупку могут стать три известных банка с разветвленной филиальной сетью. Но сразу всплывают большие минусы. Первый минус - многие отделения и дополнительные офисы этих банков расположены в городах-миллионниках и городах с населением более 500 тыс. человек. Второй минус - владельцы этих банков могут просто не захотеть расстаться с хорошо отлаженным бизнесом. Тем более, что в условиях мирового экономического и системного банковского кризиса удачное вложение полученных средств было бы проблематичным. И третий минус - высокая цена покупки. Как вы понимаете, акционеры такого банка постарались бы выжать максимальную прибыль из этой сделки.
А теперь давайте рассмотрим вариант с приобретением крупного регионального банка. Допустим, что разветвленная филиальная сеть и умеренные аппетиты акционеров такого банка будут полностью удовлетворять требованиям бизнес-плана руководства "Лето Банка". Однако сугубо региональные масштабы такого бизнеса не соответствовали бы плану по глобальному охвату всего рынка нашей страны. То есть "Лето Банку" пришлось бы покупать не один или два региональных банка, а не менее 3-4 региональных банков. Даже если бы эти сделки позволили охватить максимально возможное количество региональных центров и городов с населением более 300 тыс. человек, такой вариант был бы очень затратен. Этот вариант оказался бы просто неподъемным для небольшого московского банка.
Так что бизнес "Лето Банка", вероятно, будет расширяться по рассмотренному нами второму вектору развития. А в дополнение к нему все-таки будет куплен готовый банковский бизнес. Но говорить об этом сейчас преждевременно, поскольку такое решение, скорее всего, будет приниматься кулуарно. А еще зависеть от того, что какой-то банк сумеет вовремя подсуетиться и договориться об умеренной цене продажи. Разумеется, вопрос об "откатах" при покупке универсального розничного банка я отметаю сразу.
А в заключение хотел бы напомнить, что народный "Лето Банк" имеет весьма амбициозные планы и хотел бы охватить своими услугами до 5 миллионов граждан России в течение трех лет.
Сергей Палий.
С КАРТОЙ BLUEBIRD В БУЛОЧНУЮ НА ТАКСИ НЕ ЕЗДЯТ
Российскому телевидению явно не хватает новостей. По сути, наше ТВ нередко из мухи делает слона, а затем начинает торговать слоновой костью.
Например, вчера мы были обрадованы новостью, что американский ритейлер Wal-Mart запускает Bluebird. А что это за "птица" и с чем ее едят? Судя по оптимизму американского аналитика Майкла Шрейбера, это какое-то немыслимое новшество крупнейшей в мире розничной сети. Нам сообщили, что совместно с American Express она разработала некий собственный финансовый продукт. Но, думается, что эта новация представляет собой всего лишь пластиковую карту. Причем дебетовую. Причем заранее оплаченную. В общем, чего-то нового в этом финансовом продукте нет.
Единственное, что еще могло привлечь наше внимание в этой "новости", так это название крупнейшего американского ритейлера Wal-Mart (США, штаб-квартира в Бентонвилль, штат Арканзас). В 2010 году эта компания занимала 1-е место в Fortune Global 500. Имеет более 10 130 супермаркетов, гипермаркетов и торговых центров в 27 странах мира, за исключением России. Оборот Wal-Mart стабильно превышает 400 млрд. долларов в год.
Кстати, в России вот уже несколько лет некоторые известные торговые сети в содружестве с известными банками тоже выпускают "свои" пластиковые карты. И ничего необычного в этом мы не видим. Одной из разновидностей такого "нового" финансового продукта являются подарочные карты известных российских торговых сетей. Только российские ритейлеры, в отличие от американских, гораздо скромнее и не трезвонят на весь мир о некоем "изобретении". Так вот, главное отличие карты Bluebird американского ритейлера Wal-Mart от российских "подарочных" продуктов состоит в том, что она является пополняемой. По сути, этот "новый" финансовый продукт является простейшей пластиковой картой вроде столь популярных у российских потребителей зарплатных и социальных карт.
Кстати, пилотная программа предоплатной карты AmEx Bluebird была запущена еще в марте 2012 года на Западном побережье (США). Тогда ее можно было купить в 180 магазинах Wal-Mart. За активацию карты Bluebird не берется взнос, а за использование этой карты не взимается ежемесячная плата. Ну, и не берется комиссия с покупки. А самая главная выгода для меркантильных американских потребителей состоит в том, что их владельцам могут предоставляться некоторые скидки и льготы в магазинах известного ритейлера.
Этот карточный проект позволит самой крупной в мире торговой сети стать еще более могущественной силой современного неокапитализма и глобализма и потеснить своих конкурентов. Ведь теперь Wal-Mart, вероятно, сможет получить сотни тысяч, если не миллионы дополнительных покупателей во всем мире, с которыми почему-то не захотели иметь дело другие крупные ритейлеры. Но ведь это тоже покупатели и они теперь будут нести свои доллары и центы именно в Wal-Mart, делая его еще богаче.
Да, чуть было не упустил из виду, что этот "новый" финансовый продукт предназначен в первую очередь для американских малоимущих. То есть для тех, у кого либо никогда не было, либо уже нет счета в банке. А таких в США с каждым годом становится все больше. Так что те, кто уже прочитал книгу Барбары Эренрайх, могут смело утверждать, что теперь любой "Считая гроши сможет свести концы с концами в Америке". А в заключение хотелось бы напомнить известную реплику из кинокомедии "Бриллиантовая рука": "Наши люди с картами Bluebird в булочную на такси не ездят". Я ничего не перепутал ?..
О БУДУЩЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ
"Отняли копеечку !" - такие всхлипывания сейчас все чаще раздаются в России. Дело в том, что не разобравшись в сути вопроса, наиболее "прижимистые" россияне заранее кричат "Караул !". Люди боятся, что введение единого национального "пластика" доставит им неудобства и повлечет дополнительные расходы. Да какое же неудобство, если теперь свою зарплату и другие доходы можно будет тратить по всей стране с одной пластиковой карты во всех банках, магазинах и пунктах приема платежей без каких-либо комиссий и т.д. и т.п. ? Но нет - некоторые россияне стали настолько "продвинутыми", что хотят жить и шиковать, словно какие-то "нефтяные бароны".
К сожалению, для многих россиян стали национальным видом "спорта" скачки по турецким, африканским и азиатским курортам, а национальным видом "отдыха" - сорить деньгами по ресторанам и иностранным бутикам (за рубежом яркие шмотки дешевле, чем в российских магазинах). Скромные российские труженики даже не мечтают о таких вояжах. Зато "прожигатели жизни" так и стремятся, чтобы их поскорее записали в "сливки общества" с присущими им атрибутами - дачами, иномарками и карманами, набитыми не "кэшем", а пластиковыми картами западных (именно западных !) банков и платежных систем. В общем, они хотят, чтобы у них все было, "как у людей".
Хотя таким "нуворишам от сохи", вероятно, невдомек, что многие люди на Западе и даже в арабских странах жувут гораздо богаче их, но ведут себя скромнее. Но, Бог с ней - скромностью ! Сколько нам будет стоить - получение национальной банковской карты ? А вот здесь - внимание ! Дело ведь не в стоимости выпуска и обслуживания новой пластиковой карты. Платить, скорее всего, придется меньше, чем за пластиковые карты иностранных платежных систем. Загвоздка тут в том, что современные транжиры испугались, что теперь их расходы могут стать "прозрачными". Любители шика боятся, как бы не всплыло, что при официальной зарплате 20-30 тыс.рублей в месяц они умудряются тратить до 100 и более тысяч рублей в месяц. Особенно грешат такими расходами на отдыхе за границей.
Вот вам и ответ, почему некоторые россияне заранее выступают против появления "Национальной платежной системы". А может не стоит городить огород ? Ведь в России уже действуют (и весьма успешно) несколько западных платежных систем. Но в том-то и дело, что это западные платежные системы, а своей - общероссийской - до сих пор нет. Более того, Россия попросту зависит от иностранных платежных систем. Поэтому и встал вопрос об обеспечении финансовой безопасности страны. Запуск "Национальной платежной системы" может значительно оздоровить финансовое состояние российской экономики и сделает ее менее зависимой от внешних факторов (экономические кризисы, обострение международной обстановки, блокирование пластиковых карт выпущенных российскими банками, введение экономических санкций и даже война). Так что подобная новация - веление времени.
Кстати, все как-то подзабыли, что в России уже неоднократно пытались организовать отечественную платежную систему. Одним из первопроходцев была компания "СТБ КАРД", основанная еще в 1992 году. Другим не менее известным зачинателем является платежная система "Золотая корона", начавшая работать в 1994 году. Не мог обойти эту тему и самый народный банк России. Так, еще в 1993 году "Сбербанк РФ" приступил к выпуску микропроцессорных пластиковых карт "АС Сберкард". Это был самый массовый проект, который позволил накопить большой опыт. Были и другие попытки в этой области. В настоящее время в Российской Федерации работает до 10 различных платежных систем. Думается, настала пора как-то скоординировать их деятельность не в интересах отдельных компаний, а для достижения одной цели - обеспечения финансовой безопасности страны. Однако учитывая разновекторный характер их интересов, это сделать не только трудно, но и невозможно.
Поэтому и был поставлен вопрос о создании "Национальной платежной системы". Но как и следовало ожидать, эта идея понравилась не всем иностранным компаниям. Вместо того, чтобы подумать, как интегрировать свою деятельность в работу "НПС", или, наоборот, расширить и углубить свой бизнес в России (наперекор всяким препятствиям), стали происходить странные вещи. В российских СМИ стала появляться информация, примерно, такого содержания : если российские власти будут оказывать какое-либо давление на иностранные платежные системы, они могут заблокировать работу пластиковых карт выданных российскими банками. Как вам это нравится ? Вместо развития партнерства России угрожают бойкотом. Думается, что российские власти слишком решительно взялись за дело. Вместо того, чтобы постепенно подготовить иностранные платежные системы к возможному изменению условий их работы в России, на них оказали слишком сильный нажим. Тем самым испугав своих потенциальных партнеров по бизнесу. Здесь нужно продолжить работу в двух направлениях.
Во-первых, российские власти должны разъяснить иностранным платежным системам, что расширение и углубление их бизнеса в России не повлечет для них никакого имиджевого ущерба и политических рисков. Это очень важно.
Во-вторых, российские власти должны гарантировать иностранным платежным системам, что они получат своего рода компенсацию за создание ими в России регионального процессингового центра. Например, что российская сторона выкупит дополнительную эмиссию акций иностранных платежных систем на очень крупную сумму. Или уж совсем простой вариант - российская сторона обязуется выкупить всю эмиссию долгосрочных облигаций иностранных платежных систем, что позволит им не только построить региональный процессинговый центр, но и с благословения властей значительно расширить свой бизнес в России.
Во всей этой истории есть один момент на который еще никто не обратил внимание. Дело в том, что российские власти, несмотря на отдельные недостатки некоторых чиновников, действуют по принципу "разумная достаточность". Это означает, что нет смысла обхаживать всех потенциальных партнеров. Нужно создать режим наибольшего благоприятствования развития бизнеса для той иностранной платежной системы, которая первой согласится построить в России свой региональный процессинговый центр. Не беда, если откликнется только одна иностранная компания. Именно она сможет "собрать все сливки".
Именно она сможет совершить прорыв в развитии своего бизнеса, оставив далеко позади своих конкурентов. Напомню, что российский рынок пластиковых карт может приносить до 3 миллиардов долларов в год. Скорее всего российские власти торопятся, поэтому и упустили из вида, что имеют дело не с российскими нуворишами и олигархами, а с не менее уважаемыми крупными иностранными компаниями. Поэтому и забыли им объяснить, что бизнес - он и в России бизнес. А доллары и евро, полученные ими в России, ничем не будут отличаться от долларов и евро, полученных ими в других странах.
Сергей Палий.
СКОРО В РОССИИ ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ НАЧНУТ НОСИТЬ И НА РУКАХ, И НА НОГАХ
В прошлом году вступили в силу поправки в "антиотмывочное" законодательство. Теперь максимальный размер штрафов вырос вдвое. Но для банков, имеющих миллиарды за обналичку и вывод капитала за границу, это все равно, что дробинка для слона. По словам замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Ильи Ясинского, "Теперь банкам нужно будет идентифицировать не только третью сторону в сделке, но и реальных владельцев бизнеса клиентов". По сути, на банки теперь хотят возложить функции "ОБХСС". К сожалению, если б борьба состояла только в распутывании схем по возмещению НДС.
А как быть с многомиллионными взятками, "откатами" и "распилами" бюджетных средств? Ведь это не доход сравнительно "честных" махинаторов, а самый настоящий криминал, коррупция в ее самом худшем выражении. А у этой гидры, как известно, вместо одной отрубленной головы вырастает новая. Одними запретами эту проблему, думается, не решить. Все гораздо глубже и шире.
Предположим, что будет запрещено движение "криминальных" безналичных денег через банки. Вероятно, тогда начнется движение наличных денег с помощью кейсов, чемоданов и сумок. А это мы уже проходили. Кстати, во времена работы Михаила Горбачева первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС некоторым функционерам взятки приносили в вёдрах (!), чтоб никто не догадался.
Говорят, что за разрешение на строительство крытого тока для зерна давали взятки до 100 000 рублей (еще тех - советских). Но, в целом, дела в крае обстояли настолько блестяще, что начальник краевого Управления КГБ генерал N. сумел продержаться на своей должности до самой старости. Вот как его потом ценил сами понимаете кто...
Если учесть, что сегодня некоторые чиновники не таясь носят на руке часы стоимостью от 100 000 до 1 000 000 евро, можно предположить, что в случае строгих запретных мер по выводу взяток и наворованных средств за границу они могут над этим законом просто посмеяться. То есть, если коррупционеры не смогут вывезти свои криминальные доходы за границу, они просто станут носить такие золотые часы на каждой руке, а то и на ногах. Совсем, как в Индии, где женщины носят золотые браслеты десятками.
Так что нужно срочно менять методику борьбы с этим злом. И, разумеется, надо поскорее ответить на всем известный вопрос - "Где посадки ?". Ну, а поскольку такого ответа нет, можно предположить, что многие коррупционеры весьма серьезно относятся к совету "Делиться надо !"... Вам не кажется, что эти "посадки" надо делать по принципу "Меньшиков в Березове". Только тогда будет эффект. Ведь когда это было, а все помнят до сих пор!
Кстати, вы не знаете художника, который бы взялся написать картину "Ю.Лужков с женой на Колыме" ? Так что было бы желание бороться. Говорят, в 1917 году тоже ждали команду начать бороться с высокопоставленным ворьем. Но видя бездействие власти народ сам объявил "Войну дворцам"...
Представим, что у кого-то появится желание бороться с этим злом. Но это желание будет "размазано" по всей стране так, что станет тоньше самого тонкого блина на сковородке. А помощи этому смельчаку, похоже, будет ждать неоткуда. Скорее всего, он будет встречать активное и пассивное (а это гораздо опаснее) противодействие. Хотелось бы напомнить, что строгость законов в нашей стране нередко компенсируется необязательностью их исполнения.
Так что, возможно, скоро придется "платить" банкирам и за то, чтобы они не задавали лишних вопросов или, как минимум, не усердствовали при этом. Не исключено, что в случае реализации строгих запретных мер по выводу нечестно нажитых средств за границу свой процент начнут "снимать" не только банкиры, но, возможно, и таможенники, пограничники и т.д.
Как говорил один делец, "вода дырочку найдет".
Палий Сергей.
БАНКОМАТ ДЛЯ "СЛУГ НАРОДА" С ДЕТЕКТОРОМ ЛЖИ
Когда просматриваешь прессу с одним прищуренным глазом, всегда можно найти что-нибудь занимательное. Вот так на одном из дискуссионных сайтов мне и довелось прочитать заметку, что известный российский банк собирается устанавливать новые банкоматы - со встроенным детектором лжи. Это весьма интересная новация отечественных банкиров.
Впрочем, американская газета NYTimes уже писала как-то, что созданы такие банкоматы, которые станут задавать клиентам целый ряд вопросов. Учитывая, что соответствующие службы США долгое время занимались "охотой на ведьм", набор вопросов может быть весьма стандартным - "Являетесь ли вы членом наркокартеля ?", "Работаете ли вы на русскую мафию ?", "Любите ли вы париться в сауне с известными политиками ?". Ну, а в конце контрольный "выстрел" - "Считаете ли вы, что Барак Обама - негр ?".
В общем, чтобы не остаться без своих денег богатеньким американцам теперь надо будет давать правдивые ответы уже не избирателям, а банкоматам. Еще бы, ведь в их ПО будет установлена специальная программа, управляющая технологией голосового анализа, которая определяет, честно ли данный сэр отвечает на вопросы. Какая хорошая программа, подумал я. Какой хороший банкомат ! Теперь-то уж точно будет выполнена предвыборная программа Владимира Путина искоренить коррупцию в России. Или это была вовсе не предвыборная программа, а всего-лишь попытка успокоить общественное мнение ?
В общем, нашему народу уже столько всего наобещали, что ему, как утопающему за соломинку, приходится хвататься за самые последние обещания, потому как только от них уже не смогут отвертеться. Только я хотел пофантазировать, что неплохо бы наладить производство таких банкоматов и в России, как на глаза мне попался комментарий к этой заметке. Вы знаете, по-моему, у автора этого коммента политический кругозор пошире моего. Судите сами.
По предложению Красноармейца, "Новые банкоматы со встроенным детектором лжи надо устанавливать в первую очередь там, где постоянно бывают "слуги народа", банкиры и финансисты, предатели обороны страны и всякие коррупционеры. Первые вопросы, которые будет задавать банкомат должны быть такие - "Вы работаете в интересах США ?", "Вы помогаете укреплять доллар США ?", "Вы разворовываете природные богатства русского народа ?", "Вы взяточник ?", "Вы коррупционер ?", "Вы будете помогать США в случае их нападения на Россию ?". Как Вы уже догадались, в случае отрицательных или ложных ответов такие банкоматы не должны выдавать деньги даже по золотым и платиновым картам их владельцев."
В таких случаях говорят : "Круто !". Наверное, дедушка этого Красноармейца после октябрьской революции 1917 года беспощадно боролся с царскими олигархами и предателями национальных интересов России. А теперь и его внук готов продолжить святое дело.
А вот еще один интересный комментарий. И главное - в духе времени. Защитник Родины предлагает : "Лучше уж сразу устанавливать банкоматы с детектором лжи возле избирательных участков. И чтобы они задавали вопрос : "Ты проголосовал за "Единую Россию" ?". Ну и, само-собой, тем, кто ответил неверно или дал ложный ответ, деньги не выдавать до следующих выборов."
Скорее всего, это - шутка, сатира, сарказм автора комментария. Иначе у нас все трудовое население страны не доживет до очередной получки или пенсии. А я вот думаю, не усовершенствовать ли идею нашего Защитника?
У меня возникло такое предложение : тем, кто дал правильный ответ, банкомат пусть выдает премию. А пенсионерам - сразу по две пенсии. И так - каждый месяц.
Сергей Палий
|