Глобализация и геополитика - сайт Сергея Палий, независимого журналиста

Список статей на странице :

- Британская компания ВР испытывает давление в России ?

- В Евросоюзе не боятся российского газового монстра

- Интеграция экономик России и Украины - конец любви и вышки набок 

Информация для посетителей : 

18 +

Все материалы на сайте предназначены только для совершеннолетних читателей ! Лицам, не достигшим 18 лет вход на сайт запрещен !

Масштаб текста - 100 %

Просмотр статей - начиная с нижних

БРИТАНСКАЯ КОМПАНИЯ BP ИСПЫТЫВАЕТ ДАВЛЕНИЕ В РОССИИ ?

Пару дней назад британский­­­­­­ нефтяной гигант BP в своем пресс-релизе уведомил о своем намерении совершить потенциаль­­­­­­ную продажу (активов). Мощный концерн мирового значения как-то не очень внятно пояснил причину столь серьезной сделки, которая может, если не коренным образом, то значительн­­­­­­о изменить географию бизнеса BP. Интересно,­­­­­­ как можно понять некие "признаки заинтересо­­­­­­ванно­с­т­и­"­ неизвестно­­­­­­го покупателя­­­­­­ ? Особенно таинственн­­­­­­о звучит сообщение о "незапроше­­­­­­нных"­ признаках чьей-то заинтересо­­­­­­ванно­с­т­и­.

Выходит, могучей нефтяной компании кто-то неизвестны­­­­­­й сделал такое предложени­­­­­­е, от которого она не смогла (или не посмела ?) отказаться­­­­­­ ? Что ж, в бизнесе бывает что в одночасье рушится одна империя (речь здесь идет об активах в России), а на ее месте создается другая империя. Памятуя об ответствен­­­­­ности перед своими акционерам­­­­­и британская­­­­­ BP будет действоват­­­­­ь соответств­­­­­ующим образом. То есть она не допустит неких "нежелател­­­­­ьных подходов" к своей деятельнос­­­­­ти в России и, вероятно, поэтому избавится от активов, которые могут причинить ей некое "неудобств­­­­­о" или нежелатель­­­­­ное "беспокойс­­­­­тво".

В то же время BP заявила, что не может быть никакой гарантии, что сделка по продаже активов BP в ТНК-BP будет иметь место. Однако, как тут не вспомнить популярную­­­­­ в России шутку : "Если нельзя, но очень хочется, то можно".Так что реальность­­­­­ этой сделки уже сегодня можно оценить в пропорции "фифти-фифти". Думается, что "неудобств­­­­о", вызванное своими российским­­­­и активами, BP стала испытывать­­­­, примерно, с 2008 года. Затянувшее­­­­ся на несколько лет препирател­­­­ьство акционеров­­­­ о том, кто первым что-то там нарушил, похоже, подходит к своему логическом­­­­у завершению­­­­.

Мы не будем сейчас выяснять, кто там был виноват. Однако я должен выразить сожаление,­­­­ что "сделка века" между британской­­­­ корпорацие­­­­й BP и российской­­­­ государств­­­­енной компанией "Роснефть"­­­­, которая предполага­­­­ла обмен акциями, сорвалась. Ведь это на несколько лет (!) задержало начало освоения шельфовых месторожде­­­­ний газа в российском­­­­ секторе Арктики. Но сейчас, судя по всему, дело сдвинулось­­­­ с "мертвой точки". Однако без "подковерн­­­­ой борьбы" не обошлось.

Так, в мае 2012 года консорциум­­­­ AAR, будто бы, был готов сам продать свои 50 процентов акций в ТНК-BP. Но в то же время, вроде бы, был готов и сам приобрести­­­­ у BP ее 50 процентов акций в ТНК-BP. В общем, что-то заставляло­­­­ уважаемый консорциум­­­­ извиваться­­­­ и так, и этак. Может быть, консорциум­­­ AAR не устраивал предполага­­­емый партнер в сделке с акциями ТНК-BP ? Возможно. Поэтому, чтобы не допустить на "свою поляну" третью сторону консорциум­­­ и был готов сам выкупить у BP ее пакет акций.

Либо, если консорциум­­­ уж совсем "допекут",­­­ он был, якобы, готов избавиться­­­ от своего актива в столь перспектив­­­ном деле. Сейчас уже всем стало ясно, что еще одним игроком на шельфе Ледовитого­­­ океана может стать государств­­­енная компания "Роснефть"­­­. Ну, а интересы государств­­­а надо все-таки уважать ! Досужие журналисты­­­ умудрились­­­ даже связать в один узел отставку Михаила Фридмана и назначение­­­ Игоря Сечина. Пикантност­­­ь ситуации состоит в том, что эти люди работают в разных (!) компаниях. Было бы еще понятно, если бы они трудились в одной компании. А так ...

В общем, журналисты­­­, как всегда, "делают из мухи слона". Ну, а как все может быть на самом деле ? Будет ли "Роснефть"­­ выкупать акции ТНК-BP у британской­­ BP ? Можно со всей определенн­­остью сказать - не будет. Причин тому несколько. Но нас интересует­­ только одна. 50-ти процентный­­ пакет BP в ТНК-BP выкупит другая государств­­енная компания - "Роснефтег­­аз". Предполага­­ю, что денег у этой 100-процентно государств­­енной компании побольше, чем у "Роснефти"­­. Опыт мне подсказыва­­ет, что за пакет, принадлежа­­щий BP, будет заплачено менее 30 млрд. долларов. Насколько меньше ?

Не стану говорить, поскольку сделке еще только предстоит совершитьс­­я. А о конкретной­­ сумме сделки мы сможем узнать только из опубликова­­нного официально­­го сообщения. Чтобы быть до конца честным отмечу, что никто другой , кроме "Роснефтег­аза" не посмеет завладеть долей BP в ТНК-BP. Разумеется­, для соблюдения­ приличий, конкуренты­ прокремлев­ского экономичес­кого "блока" тоже сделают свои заявки на приобретен­ие этого актива BP. Однако времена "семибанки­рщины" уже прошли. Над Россией подул свежий ветер.

С момента инаугураци­и Владимира Путина на должность Президента­ РФ стало заметно постепенно­е, но все крепнущее,­ стремление­ к укреплению­ роли государств­а. Более того, наметилась­ тенденция на поддержку госкомпани­й в экономике страны. Это говорит о том, что наши с вами доходы от продажи энергоресу­рсов теперь не будут уходить в офшоры, не будут оседать в чьих-то глубоких карманах, а останутся в народной казне.

Так что зря кто-то "мутит воду" Ледовитого­ океана. Ну, и мы тоже зря волнуемся.

Сергей Палий 

В ЕВРОСОЮЗЕ НЕ БОЯТСЯ РОССИЙСКОГО ГАЗОВОГО МОНСТРА

В прошлом году был принят и вступил в действие третий энергетический пакет, который призван регулировать газовую и энергетическую отрасли Евросоюза. Его принятию предшествовали многочисленные прения и кулуарные встречи. Ведь в Европе весьма обоснованно боялись, что российский монстр "Газпром" сумеет подмять под себя европейские энергетические компании и постепенно выдавит европейские фирмы в сфере транспортировки природного газа и в области поставки его конечным потребителям.

Но даже для "Газпрома" это слишком амбициозная программа. Тем не менее, Евросоюз хотел заранее подстраховаться от засилия не совсем прозрачного российского монополиста. Конечно, "Газпром" в Европе играет на чужом поле. Поэтому Евросоюзу вполне по силам ограничить его права на владение магистральными газопроводами и распределительными сетями.

Кстати, ЕС в целом и Еврокомиссия в частности, видимо, так наступили на хвост "Газпрому", что он был вынужден перенаправить свою трубу ("Южный поток") из Австрии в Северную Италию. Это еще раз свидетельствует, что циклопы и монстры могут хозяйничать только в своем логове. А в чужом доме есть свой хозяин, который не потерпит диктата чужака.

К слову, в Европе есть страна, которую в Евросоюзе хотели бы перетянуть на свою орбиту. Это - Украина. Она не является членом ЕС, но имеет для него чрезвычайно важное значение, как связующее звено между Россией и Евросоюзом. С экономической стороны Украина не представляет для него особого интереса. Разве что для сбыта своей залежалой и некондиционной продукции, включая продукты питания с генетически модифицированными добавками. Но вот возможность Украины закрывать заслонку на своих
трубопроводах, особенно в зимние холода, имеет для ЕС чрезвычайно
важное значение.

Поэтому в течение нескольких лет шли переговоры об уступке Украиной части акций своей газотранспортной системы. Или хотя бы об участии ведущих энергетических компаний ЕС в реконструкции этой ГТС. Но все, как всегда, упирается в средства. Говорят, что аппетиты украинской стороны колебались от 2 до 7 миллиардов долларов. В условиях мирового экономического кризиса эти переговоры зашли в тупик.

Разговоры о скором создании консорциума с участием европейских компаний, может быть, и поутихли, но аппетиты у руководства этой страны остались. Теперь взоры украинского руководства обратились в сторону России. Однако ничего конструктивного российская сторона так и не услышала. Более того, украинская сторона, наверное, уже по привычке выдвигает невыполнимые требования. Короче говоря, газотранспортная система (ГТС) Украины постепенно превратилась в средство (орудие) для доения российского бюджета. Так что украинские политики и чиновники будут стремиться, как можно дольше, держать в своих руках эту золотую жилу.

Европейский союз газовой промышленности также хотел бы добиться от "Газпрома" пересмотра долгосрочных контрактов с европейскими
потребителями. Но поскольку это будет сделать очень сложно, "Газпром", скорее всего, попытаются обязать заключать только краткосрочные контракты на поставку трубного газа, привязывая цену контракта на газ к спотовому рынку.

В этой связи хотелось бы напомнить одну прошлогоднюю историю. Так, небольшая Хорватия отказались закупать дорогой российский газ по долговременным контрактам. По сути, был создан прецедент, которому теперь могут последовать и другие страны-потребители российского газа. Хорваты нашли более дешевый газ в Европе по краткосрочным контрактам. Для Газпрома это довольно неприятная ситуация, поскольку европейские потребители стали стремиться брать, как можно меньше дорогого российского газа.

Вообще говоря, то что Хорватия стала закупать газ в Италии, может быть и не их вина. Скорее всего, это именно Италия была в первую очередь заинтересована производить поставки газа в Хорватию, чтобы привязать к себе эту маленькую страну. Более того, чтобы сделать Хорватию потребителем итальянских товаров. А для этого можно даже и цену на газ снизить. Уступив в малом, Италия гораздо больше выиграет в другом - в реанимации собственной экономики. Но, между нами говоря, Италия, продала Хорватии газ из стран Магриба, а российский газ оставила для внутреннего потребления.

Кстати, другие страны тоже манипулируют ценой на газ. Например,
Украина хотела поставлять более дешевый собственный газ в Польшу, а своим потребителям продавать более дорогой российский газ. Так что здесь в наличии большая экономика помноженная на большую политику.

Безусловно, жесткая позиция ЕС снизит инвестиционные возможности российского "Газпрома". Но какое дело до этого Евросоюзу ? Ведь ЕС всерьез озаботился диверсификацией поставок энергоносителей. В Европе больше не хотят зависеть от одного - российского - поставщика природного газа. Поэтому сейчас взят курс на расширение поставок газа с Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и Западной Африки.

Однако в эпоху глобализации многие процессы в экономиках разных
стран становятся связанными, а иногда и взаимозависимыми. Дело в
том, что начало разведки, а затем и начало разработки газоносных
месторождений на шельфе близ Израиля весьма ощутимо ударило по
экономике России. Странно, но это так. Причина банальна. Российский "Газпром" собирался построить через Турцию газопровод в Израиль. Ну и, разумеется, экспортировать российский природный газ в это ближневосточное государство. Теперь же от этих планов пришлось отказаться.

А вот еще одна неприятная для "Газпрома" новость. В прибрежных водах иранской зоны Каспийского моря недавно было найдено крупнейшее месторождение природного газа. Скорее всего, газ с этого месторождения составит мощную конкуренцию российским энергоносителям. Безусловно, этот газ пойдет в Европу и поможет гарантированно заполнить газопровод "Набукко". А еще подстегнет само строительство этого трубопровода. Ну, а часть этого газа может пойти в Китай и со временем даже в Индию. Кстати, рост доходов Ирана за счет экспорта природного газа сделает эту страну более независимой и менее управляемой со стороны ведущих стран мира
и ее соседей, включая Россию. А отношения у нас с этой страной уже
сейчас далеко не безоблачные. Так что нагнетание обстановки вокруг
Ирана кому-то может быть даже выгодно. Вот вам и глобализация.

Следует отметить, что в условиях мирового экономического и
финансового кризиса Израиль действует очень разумно. Он умело
диверсифицирует рынки сбыта своей продукции, найдя перспективный и емкий рынок Индии, как альтернативу "упавшим" рынкам сбыта в Европе. Но Израиль не просто так начнет поставлять свой сжиженный газ в Индию. Это он начинает "окучивать" своего будущего стратегического партнера. Ведь поставки израильской электроники и прочей техники для армии Индии начинают расти с каждым годом. Думается, что деловые круги Израиля уже нашли ключ к воротам гигантского рынка сбыта для своей продукции и сумеют застолбить свое участие в экономике Индии.

А вот перед российским "Газпромом" некоторые страны не спешат открыть даже свою дверь. Да это и понятно. Зачем им иметь дело с одним монополистом, когда можно делать выбор между несколькими поставщиками. Они будут поменьше, но более сговорчивее. К тому же небольшие страны, с богатыми энергоносителями недрами, гораздо легче привязать к себе или даже интегрировать в свою экономику. Так, например, действует Китай.

Кстати, пользуясь коррупционностью представителей некоторых соседних стран Китай иногда стремится установить монопольно низкую цену на импортируемый им по трубопроводу природный газ. То есть все происходит, как в старой шутке : "Им - газ, а нам - труба".

Но вернемся к Евросоюзу, где весьма обоснованно надеятся, что
конкуренция на рынке газа (и природного, и сжиженного) неизбежно
приведет к снижению цен на газ. А именно это и надо европейской
промышленности и населению.

Ну, а кто подумает о населении России ? Неужели "Газпром" ? Учитывая, как медленно он производит газификацию населенных пунктов в России, мы ему не нужны. Может быть, в "Газпроме" ждут, когда все русские вымрут и он сможет весь добытый газ направить на экспорт ?

А на своих промыслах "Газпрому" просто не выгодно строить рабочие поселки, обустраивать их и создавать социальную инфраструктуру. Ему гораздо выгоднее завозить вахтовиков, которым особых удобств не требуется. Ну, а если начать использовать еще и бессловестных и
бесправных гастарбайтеров, то тогда в самом деле можно будет сбавить цену на природный газ для некоторых (особо привилегированных) европейских потребителей, которые не будут возражать против такой демографической политики российских властей.

Сергей Палий 

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И УКРАИНЫ - КОНЕЦ ЛЮБВИ И ВЫШКИ НАБОК

 

В Украине порой стали раздаваться голоса, что ей следовало бы проводить более самостоятельную экономическую политику (от России) и стремиться, как можно скорее, сблизиться с ЕС. Однако в Страсбурге уже давно строят "новую Европу" и места для Украины в ней до сих пор не нашлось. Более того, "евростроители" так расстарались, что пошили большое "лоскутное одеяло" и, похоже, уже сами этому не рады.

Действительно, сначала Евросоюз надергал "с миру по нитке", а затем этот нецивилизованный - немытый и нечесаный - пучок ниток превратился в клубок проблем. Много ли получит Украина, если она станет еще одним членом этого многочлена - множества убогих "нулей" и "отрицательных чисел" ?.. Тем не менее, некоторые украинские политики продолжают надеяться, что "Запад нам поможет". Они до сих пор ждут, что Евросоюз выделит Украине до 7 млрд. долл. на модернизацию ее газотранспортной системы. Но даже за два года этого не произошло. А учитывая изношенность ГТС Украины и нежелание руководства страны идти на компромиссы, вряд ли их получат.

Для ЕС, возможно, более предпочтительна ситуация со вводом в строй российских трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Для этого им не потребуется тратить свои деньги (в Евросоюзе сейчас хватает и своих проблем), а получат они новые и надежные каналы получения углеводородов из России и прикаспийских стран. И никаких накладок с "перекрытием крана" и несанкционированным отбором газа у ЕС больше не будет. Следует отметить, что многочисленные производственные связи с Россией, которые были разорваны Украиной, она так и не смогла завязать на Западе. И осталась у протекающего корыта. Еще немного и это корыто (экономика страны) может превратиться в разбитое корыто. Надо смотреть правде в глаза.

Украине никуда от этого не деться - придется восстанавливать технологические цепочки, связывать разорванную производственную кооперацию с Россией. Как говорится, "куда иголка, туда и нитка". Одна из форм интеграции наших экономик - постепенная передача в управление украинской газотранспортной системы России (на первом этапе - допуск к управлению магистральными газопроводами) с последующим обменом активами. Вопрос это сложный, с кондачка его не решить. К тому же в Украине есть противники передачи ГТС России и даже, своего рода, "антироссийское лобби".

Входят в него те представители украинских деловых кругов и чиновничества, которые боятся, что их "отодвинут" от кормушки, что они потеряют свои доходные места. Интересно, что в России есть не только сторонники передачи ГТС, но и противники получения этой системы уже самой Россией. Их странная, на первый взгляд, позиция имеет простое объяснение. Дело в том, что многие нитки трубопроводов были проложены более 20-25 лет назад. Фактически они уже выработали свой ресурс. Сложная ситуация и с другим оборудованием. Так зачем России брать заведомый "утиль" ? К чему расплачиваться за старье новыми месторождениями ? Видимо, это большая тайна. Ну а все же, зачем Россия хочет получить "ржавую трубу" ?

Наверное, для того же, для чего Украина хочет оставить ее себе. Причина проста : украинская ГТС - инструмент большой политики. Для Украины это возможность влиять на Россию, угрожая "закрыть кран" значительных валютных поступлений. А для России это возможность съэкономить на строительстве "Южного потока", сделав его пропускную способность меньше, чем предполагалось. Ну и, само собой, трубы, уложенные в землю, подвергаются меньшей опасности чем те, которые будут проложены по дну Черного моря. Но и это еще не все. Получив в свои руки ГТС Украины Россия получит мощнейший рычаг влияния на ... Белоруссию. Дело в том, что имея в своем распоряжении украинскую ГТС можно направить газовые потоки в обход Белоруссии - через Украину. Ее ГТС получит за такой транзит дополнительную прибыль на ремонт труб и оборудования, а бывшая братская республика, оставшись без российского газа, будет поставлена на колени, взята на измор. Что произойдет тогда в Белоруссии - крах экономики, народные бунты, а может быть и смена руководства страны - никто не знает...

Вероятно, поэтому и затеяли историю с перетягиванием "транзитного одеяла". Но, если не сумеют договориться, то с окончанием строительства "Северного" и "Южного" потоков Россия может потерять интерес к ГТС Украины и та может оказаться одна со своими проблемами. Не говоря уже о том, что Украина, как страна транзитер, потеряет важный источник пополнения госбюджета. К сожалению, в Украине мало кто обратил внимание на один чрезвычайно важный фактор. Дело в том, что передавая свою ГТС России Украина, тем самым, делегирует ей и обязанность заботиться о ГТС, как о родной, а по большому счету, лелеять и развивать сотрудничество и интеграцию наших экономик.

Так, для ремонта всей украинской ГТС России придется поставить в течение нескольких лет до 70 млн. тонн новых труб. Это колоссальный объем работы. Безусловно, что значительная часть заказов на эти трубы будет размещена на украинских металлургических и трубных заводах. Причем средства на их производство поступят из России. Это будет прибыльно для украинского бизнеса и привлекательно для украинского бюджета. А ведь России потребуется заменить и почти все оборудование ГТС, и многое другое. Так что решив произвести обмен своей ГТС на российские активы Украина, по сути, сбросит гору с плеч. Следует отметить, что если власти согласятся обменять акции НАК "Нафтогаз Украины" на акции "Газпрома", то смогут получить их в количестве, примерно, 7-8 процентов. Но cкорее всего, Украина станет добиваться не права раз в год голосовать на общем собрании акционеров "Газпрома", а чего-то более существенного, более реального. Недаром говорят, что "хохол не поверит, пока не пощупает". Что это может быть ?

Прежде всего - месторождения, активы, контрольные пакеты акций российских газодобывающих компаний. Но согласятся ли российские чиновники и бизнесэлита подпустить к своему нефтяному и газовому "пирогу" кого-то еще ? Вряд ли. Поэтому Украина, выражая свое стремление к дальнейшей интеграции наших экономик, может твердо стоять на своем: "ГТС в обмен на промыслы". Подчеркиваю - на действующие промыслы, а не на право приступить к освоению совершенно новых, необустроенных и расположенных за тридевять земель месторождений. Зная российских чиновников можно заранее сказать, что те постараются подсунуть украинской стороне какую-нибудь "некондицию". Например, газовые месторождения на Крайнем Севере, где кроме вечной мерзлоты ничего нет - ни трубопроводов, ни соответствующей инфраструктуры.

Учитывая, что на обустройство промысла на Ямале украинской стороне потребуется выложить 2 - 2,5 млрд. долларов, это заведомо "тухлый" вариант. К сожалению, Украине предложили сразу два "тухлых" варианта. Про первый мы уже сказали. Другое предложение российской стороны - отрезать от своего "нефтегазового пирога" его самую тухлую (в прямом смысле этого слова) часть - Астраханское газокондансатное месторождение, от участия в освоении которого отказались уже 9 (девять) крупнейших нефтегазовых компаний мира. Возможно, что российская сторона надеется, что Украина, вынужденная взять за свою ГТС "что дают", будет вынуждена приступить к наращиванию добычи газа на очень тяжелом и сложном АГКМ (глубина залегания углеводородов - более 4 км, давление в пласте - 620 атмосфер, температура газовой смеси - 120 градусов). К тому же, характерной особенностью этого месторождения является чрезвычайно высокое содержание сероводорода в газе - до 26 процентов.

В таких условиях могут захотеть работать лишь единицы иностранных компаний, располагающие мощной научной, технологической и производственной базой. Но и это еще не все. Побочным продуктом производства газоперерабатывающего завода, сдерживающим добычу газа, является сера. Однако производство серы в масштабах мировой экономики уже достигло насыщения. Поэтому на АГКМ наметилась тенденция к накоплению ее излишков, что может привести к ее хранению в отвалах под открытым небом. Так что экологические проблемы преследуют АГКМ с самого начала. Вот и делайте вывод, стоит ли Украине идти на поводу у России ? Думается, ей нет нужды действовать по принципу "махнем не глядя". Судите сами: украинская ГТС включает в себя 39,8 тыс. км газопроводов, включая 14 тыс. км труб большого диаметра (1020 - 1420 мм), 74 компрессионные станции, 13 крупнейших подземных хранилищ газа, а также значительное нефтепроводное хозяйство.

Вероятно, спор между российским правительством и руководством дружеской Украины по поводу ее ГТС не разрешить без вмешательства президента Дмитрия Медведева. Скорее всего, обмен активами тогда будет произведен более быстро и плодотворно. Так что же может получить Украина в обмен за свою ГТС ? Скорее всего, что-то поближе к своим границам. Это вполне резонно. Тут и транспортные расходы будут значительно меньше, и утепляться не понадобится, а это тоже экономия. Поскольку российская сторона, вероятно, будет продолжать предлагать Украине начать (продолжить) разработку Астраханского газоконденсатного месторождения или какого-нибудь другого необустроенного и удаленного месторождения, ей следует вернуться к рассмотрению варианта с АГКМ. В случае с Украиной само месторождение не является самодостаточным вариантом. Это все равно, что получить большой топливозаправщик, но без мотора и колес.

Если уж вести речь об АГКМ, то ей надо ставить вопрос и о передаче всей инфраструктуры, и газоперерабатывающего завода и многого другого. Более того, мощности одного ГПЗ будет явно не хватать для удовлетворения потребностей Украины в природном газе. Значит Украина может поставить вопрос о предоставлении ей не одного, а двух месторождений на Каспии. Возможно, для этого кому-то придется и "потесниться". Впрочем, на Каспии открыто более двадцати месторождений углеводородов. К некоторым из них "Газпром" еще только "присматривается". Почему бы не выделить Украине еще одно месторождение, например, Правобережное ?

Во всяком случае, сделать все можно в форме предоставления Украине контрольного пакета акций в одной или двух российских газодобывающих компаний. При необходимости Россия может заранее произвести необходимую перегруппировку активов. Или дополнительно "компенсировать" путем предоставления Украине пакетов акций в "Северном" и "Южном" потоках. В конце концов, хотим мы и дальше дружить и интегрировать наши экономики ? Дело того стоит.

Сергей Палий.

© serg-palij2012

Конструктор сайтов - uCoz